Шамиль Алиев — ученый с мировым именем, академик, разработчик советских торпед и ракетного оружия, именем которого названа одна из малых планет Солнечной системы. Он живет и работает в Дагестане.
Шамиль Гимбатович Алиев родился 25 июня 1943 года в селе Тануси Хунзахского района Республики Дагестан. В 1960 году окончил среднюю школу в городе Избербаше и поступил учиться в Ленинградский ордена Ленина кораблестроительный институт (сейчас – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет). В Корабелке студент Алиев увлекся кораблями, не только их строительством, но и способами их поражения. Во время учебы в институте из-за своего неординарного и самобытного мышления он часто находился в конфликтных отношениях с преподавателями. Окончил его в 1967 году.
Как позже вспоминал Шамиль Гимбатович в интервью Олегу Купчинскому: «Приехал в Корабелку из Дагестана, почти совсем не зная русский. Думал, что весь мир знает по-аварски, как и я. По диктанту мне поставили единицу. Число букв в диктанте было значительно меньше, чем число моих ошибок. Я ненавидел русский язык. Был вынужден заучивать наизусть текст, а только потом понимать. Я отказался подметать, убирать урны и мыть полы в общаге – такой гордый горец. Не любил ходить на занятия. Мне это было не интересно. Мне дед говорил: только собственные ноги знают, где их надо почесать. Никогда не писал лекций. А вот когда у меня был разбужен интерес к чему-то, меня никто не мог остановить. Но при этом не делал ничего по чужой указке. Надоедал преподавателям. Любая кафедра, куда бы я ни заходил, все делали вид, что куда-то торопятся. С детства был влюблен в числа. Преподавателю говорю: «90 – это неправильно. А правильно говорить: “9, 10”». Пытал всех, почему назвали науку алгеброй. Геометрия – понятно же – происходит от слова «гео» – земля. Тригонометрия – это тоже понятно – углы. А алгебра??? После 4 курса педагоги готовы были ставить мне любую оценку, чтобы меня не видеть. Я упорно ходил по библиотекам (на меня и там косо смотрели) и нашел все-таки расшифровку алгебры – это было имя восточного мудреца – Ал Джиб Рааль. Я пошел к ректору, думал, ему это тоже интересно. А он рукой машет, да погоди ты, не до тебя и твоей алгебры!»
Свою трудовую деятельность токарем он начал еще в 1960 году на заводе «Дагдизель», сразу же после окончания школы. А после окончания ЛКИ получил распределение на родной завод, на должность инженера-конструктора. Благодаря своему таланту, трудолюбию и неиссякаемой энергии он стал последовательно занимать должности старшего инженера, начальника расчетно-вычислительного отдела, главного инженера Особого конструкторского бюро (ОКБ) по НИР и генерального конструктора систем автоматизированного проектирования (САПР).
Не прерывая свою трудовую деятельность, молодой инженер окончил аспирантуру при ЛКИ, в 1975 году стал кандидатом технических наук, а в 1983-м – доктором технических наук по специализации «Военная техника и вооружения ВМФ». Шамиль Гимбатович заслужил огромное количество наград и регалий, и в каждую из них была вложена частичка души великого дагестанца. Все звания и награды перечислить сложно, но даже их неполный перечень красноречиво говорит о выдающихся результатах его работы: профессор прикладной математики; автор многих фундаментальных научных исследований; основоположник теории аналитического проектирования подводного оружия; руководитель проекта и соавтор первой в мире энциклопедии по торпедному оружию: почетный академик Российской академии космонавтики; заслуженный деятель науки и техники России; лауреат золотых медалей Келдыша, Циолковского и Бармина; лауреат Государственной премии российского Комитета оборонных отраслей промышленности; кавалер Ордена «Щит Отечества» I степени; кавалер Ордена «За значительный вклад в укрепление национальной безопасности государства»; кавалер Ордена Петра Великого; кавалер Ордена «За заслуги перед Республикой Дагестан»; советник Председателя Правительства РД по науке и военно-промышленному комплексу (ВПК); руководитель Центра прикладных технологий при министерстве экономики РД.
За эти годы академик Шамиль Гимбатович Алиев воспитал немало преемников в научной среде, и лучшие из них сейчас составляют славу дагестанской и российской науки. Среди выдающихся учеников Шамиля Гимбатовича – декан факультета морского оружия, специалист по гидроакустике, излучающей каверны, профессор Анатолий Филимонов, специалист по взрыву и гидродинамике каверны Валерий Сергеевич Терещук. Среди питомцев академика Алиева особое место занимает доктор физико-математических наук, профессор Магомед Хабибович Магомедов, об уникальных разработках которого, с успехом применяемых во всем мире, сегодня и пойдет речь. Инженер по образованию, Магомед Магомедов блестяще защитил диссертацию в МГУ на соискание ученой степени доктора физико-математических наук.
Как рассказывал сам академик: «Говорят, у Резерфорда было всего 11 учеников, но 10 из них были нобелевскими лауреатами. Замечательно, когда ученик и учитель становятся равными и ученик даже превосходит учителя. Мне есть кем гордиться. К примеру, среди моих учеников – первый в Дагестане доктор технических наук по инструментам, профессор Расул Вагидович Гусейнов. Сама жизнь преподносит мне встречи с ними. Однажды мне рассказали, что на заводе работает выпускник Ленинградского института, который хорошо знает технологию. Я сам с ним познакомился, пригласил на кафедру, то есть подготовил стартовую площадку для взлета. Другой из моих учеников – это профессор, доктор технических наук Насредин Яхъяевич Яхъяев. Он первым в Дагестане стал доктором наук в области технологии судового машиностроения, а сегодня заведует кафедрой в ДГТУ».
Шамиль Гимбатович был избран в Российский национальный комитет по теоретической и прикладной механике, включен в 40-томную энциклопедию Российской академии наук (РАН, раздел «Корабли и суда») и в Российскую морскую энциклопедию.
Торпедному оружию и торпедостроительной промышленности Шамиль Гимбатович посвятил более 50 лет жизни. Как один из ведущих российских разработчиков торпедного и ракетного оружия, космических технологий, Ш. Г. Алиев на последних крупнейших международных выставках оружия позиционируется как идеолог и конструктор надводного и подводного оружия аэрокосмического комплекса России, разработчик торпедного оружия России. В июне 2013 года на государственном уровне по инициативе Ш. Г. Алиева и при поддержке спикера СФ В. Матвиенко и вице-премьера по военно-промышленному комплексу Д. Рогозина было принято решение о создании Научного совета по торпедному оружию.
В интервью Олегу Купчинскому Шамиль Гимбатович рассказал о своем отношении к создаваемому смертоносному оружию: «Высшая задача науки – управлять своим сознанием. Машины учатся считать, думать, чувствовать. Они умеют различать «свой – чужой», догонять, притворяться. Убивать – это слишком легко. Главное – измотать. Торпеды. Ракеты, подводные лодки выполняют и другие функции. Мы идем по пути создания единой идеологии проектирования торпедного оружия, в сторону очень далеко продвинутого искусственного интеллекта, когда эмоциональный мозг стучится в голову торпеды. Торпеда на большой глубине будет не только распознавать «свой – чужой», убегать, притворяться, излучать, поглощать, но и менять программы поиска, а также создавать новые, на ходу. Это уже фактически робот. Искусственный интеллект. В частности, перед нами ставится задача – упорядочить человеческие ощущения для того, чтобы ими наделить робота. То есть изучается человек как кибернетическая система для того, чтобы перебросить искусственный мостик на торпеду. Робот и торпеда будут делать то, что ты хочешь. Ты дал ей программу, как себя вести, и она так себя и ведет. Короче, будущее торпедостроения и освоение подводного, надводного и космического пространства принадлежит очень далеко продвинутому искусственному интеллекту. Одна из центральных задач робота или торпеды заключается в том, чтобы создать систему восприятия такую, как у человека. На мой взгляд, прорыв можно ожидать там, где заранее мыслится большой и сложный эксперимент. Это технологии, которые можно назвать проектированием будущего. А люди со временем обязательно станут добрыми. Некуда деваться».
Шамиль Гимбатович был назначен председателем совета и занимался формированием его состава, объединяющего ведущих ученых и специалистов в области баллистики, гидродинамики, акустики и компьютерных технологий с целью разработки теоретической базы для прорывных технологий в области создания подводного оружия XXI века.
Успешная профессиональная деятельность Шамиля Гимбатовича не ограничивается морским подводным оружием. Он ведет активную гуманитарно-просветительскую работу. Он всецело поддерживает и укрепляет отношения СПбГМТУ с головным торпедным заводом в Дагестане, встречается со студентами-прибористами и поддерживает связь с профессорско-преподавательским составом факультета.
Наука должна делать человека добрее, сильнее, уступчивее.
Всю свою сознательную жизнь наш знаменитый дагестанец посвятил науке. Как сказал Шамиль Гимбатович в одном из интервью: «Когда много лет находишься в науке, и тебе государство столь много доверяет, рано или поздно начинаешь задумываться над вопросами фундаментальными. В чем высшая цель науки? Думаю, не в торпедах, не в ракетах, не в самолетах. Высшая цель любой науки – управлять человеческим сознанием, переиздавать, если можно так выразиться, человеческую душу в улучшенном варианте. Бессмертие духа – именно в такой метаморфозе. Наука должна делать человека добрее, сильнее, уступчивее. А что есть смысл человеческой жизни? Главное, мне кажется, в том, чтобы раскрыть в себе подлинную сущность и, таким образом, ее реализовать. Это состояние раскрытия собственной сути, поиска того самого крыла внутри себя приобретается наедине с самим собой. Самопознание, самоформирование – высшая форма состояния разума. Это помогает повышению качества личности и достижению истины. Истина всегда ждет совестливого человека с несгибаемым нравственным стержнем, который ее вытащит из глубины. Человека, создающего мосты между эпохами… Думаю, лучший мост в будущее – сопричастность прошлому. Когда человек идет в будущее, не построив мосты в прошлое, он еще более глуп, чем на самом деле. Сопричастность к прежним эпохам и цивилизациям и означает мост в будущее. Постоянное обращение к прошлому помогает выработать абсолютные ценности – те самые крылья, о которых я уже говорил. В этом случае ты можешь управлять потребностями. У тебя появляются вера, воля, способность выбора, способность к полету. И тогда, в каком-то смысле, можешь стать современником прошлых эпох, тысячелетий. Вкалывай изо всех сил, до конца – и вечность позаботится о тебе!»
Фото РИА Дагестан
Материал МК Дагестан