20 июля, во всем мире отмечали День шахмат. В преддверии профессионального праздника корреспондент РИА «Дагестан» побеседовал с международным гроссмейстером Джакаем Джакаевым, ныне директора МБОУ ДОД «Шахматная школа им. А.Е. Карпова».
— Джакай Абакарович, с чего началось ваше увлечение шахматами? Когда Вы поняли, что шахматы – это Ваше?
— В моей семье играли в шахматы и дедушка, и дядя, и еще до школы они научили меня игре в шахматы. Мои занятия шахматами начались в 8-летнем возрасте. Осваивать азы шахматной игры я начал с Кадыром Исмаиловым – мой первый тренер, преподававший тогда уроки физики и шахмат в одной из школ Махачкалы. Учился я в специальном шахматном классе. Нам давали по два шахматных урока в неделю. Первые спортивные достижения пришли ко мне в 12-летнем возрасте и связаны с именем тренера Джабраила Гусейнова.
— Можно ли сказать, что шахматы это Ваш образ жизни?
— На данный момент да. И вообще по жизни шахматы – это основное мое занятие. Еще в школе я уделял большое внимание и время занятиям шахматами. Не было дня, чтобы я в той или иной мере не занимался шахматами. В 8 классе за учебный год я сыграл 6 выездных турниров, пропустив тем самым 3 месяца учебы. Но все равно я закончил школу с отличием.
— Наверняка у вас был любимый шахматист. Кто он и почему Вы выбрали именно его?
— На разных этапах своей спортивной карьеры были разные любимые шахматисты. Моя первая шахматная книга, которую я прочел, была об известном советском шахматисте Вячеславе Рогозине, который внес очень многое в теорию дебютов и был одним из тренеров прославленного чемпиона Михаила Ботвинника. В дальнейшем, когда я изучил творчество многих чемпионов мира, уже в более зрелом шахматном возрасте эталоном и примером в шахматном мире для меня стал Роберт Джеймс Фишер – американский чемпион мира. Меня привлекали его стиль игры, достижения, он был очень неординарным человеком. Я хорошо изучил его биографию, и на каком-то этапе он был моим шахматным кумиром, и даже знающие меня тренеры говорили, что мой стиль игры стал походить на стиль Фишера, в дальнейшем я от этого отошел.
— Всегда было интересно, существует ли у гроссмейстеров определенный предел, дальше которого уже некуда развиваться?
— Я думаю, что у каждого шахматиста, гроссмейстера есть свой «потолок» в развитии, но в шахматах развиваться можно всегда. Если профессионально подходить к занятиям шахматами, до 35-ти лет вполне можно развиваться. Не секрет, что после 40 лет идет спад результатов, физической, умственной активности, а развиваться можно и после, ограничений нет никаких. Если шахматист хочет, он может развиваться и до глубокой старости. Наиболее оптимальный возраст для занятий шахматами – от 15 до 35 лет.
— Советуют отдыхать перед турниром какое-то время. Как Вы считаете, нужно ли это делать. Если «да», то почему?
— Перед турниром самое главное подготовиться. Подготовка должна быть и физическая, и психологическая. Самое главное, чтобы посторонние мысли и дела не отвлекали. Нужно сконцентрироваться на том, что у тебя будет турнир, настроиться психологически. Очень важен настрой к игре.
— Скажите, чтобы достичь успехов в шахматах, нужно ли иметь специальное образование, оканчивать курсы или нужно просто играть день за днем.
— Шахматы — достаточно сложная, многогранная игра, ее можно воспринимать как отдельную науку, и для того, чтобы постичь каких—то результатов в игре, особого образования не нужно. Другое дело, что люди эрудированные являются достаточно сильными игроками. Главное все же — много заниматься. Трудолюбие, желание и возможность. Потому что бывают люди трудолюбивые, но у них нет возможности играть, например, нет финансовой возможности, или географически они неудачно расположены к месту проведения турниров. Но главное все-таки качество — это трудолюбие.
— Зависит ли стиль игры от характера человека?
— Думаю, что да. Например, Гарри Каспаров очень импульсивный, эмоциональный человек, его игра такая же. Анатолий Карпов – более солидный, спокойный, в своей игре его позиция такая же. Если говорить о себе, то у меня стиль тоже такой – более позиционный. Я человек более спокойного склада, поэтому мне ближе такая игра, когда все выстроено методично, академично, то есть методом постепенного развития действий и наращивания своего преимущества.
— В современный век информационных технологий можно ли заниматься шахматами только с помощью компьютера?
— Заниматься, конечно, можно. Но у каждого выдающегося шахматиста есть свои секунданты, помощники. Все равно генерировать новые идеи и находить среди них то, что нужно, способны только люди. А с помощью компьютера и своего разума он может отобрать то, что ему нужно и поэтому обойтись только лишь компьютерной подготовкой, не обращаясь к помощи людей, на данный момент не совсем эффективно.
— Когда Вы перешли к тренерской деятельности?
— Тренировать начал с 20 лет, проводил индивидуальное обучение шахматам. С 2004 года стал работать тренером в школе имени А. Карпова. Месяц назад меня назначили директором этой шахматной школы, но я продолжаю вести тренерскую деятельность.
— А интерес со стороны детей наблюдается?
— Ну, скажем, в 2004 году интерес был незначительным. С введением в строй Дома шахмат в Махачкале, то есть когда появились соответствующие условия, интерес повысился, это привлекло внимание детей. Мы подготовили очень большое количество перворазрядников, и наша школа является главной шахматной силой Дагестана. Такие школы открыты и в Дербенте, Избербаше, что, в свою очередь, послужило хорошим толчком в развитии шахмат Дагестана. И интерес очень зависит от результатов, которые показывают шахматисты на аренах России и мира. Эти результаты и пропаганда шахмат гарантирует интерес со стороны детей.
— Есть ли среди Ваших учеников те, кем можно по-настоящему гордиться сегодня?
— У нас есть брат и сестра Джамиля и Джабраил Камаевы, которые показывают прекрасные результаты. Джамиля является призером СКФО прошлого года, Джабраил успешно выступил на первенстве России. Могу выделить и братьев Султанахмедовых, Руслана Шавшина. Мы на них рассчитываем, поскольку должна подрастать достойная смена нынешнему поколению дагестанских шахматистов.
— Что является главным в тренерской работе? Возможно, есть особые правила и методики преподавания, которые Вы используете, или достаточно быть сильным шахматистом?
— От любого тренера требуются две составляющие. Во-первых, тренер должен обеспечить массовость, чтобы было достаточное количество занимающихся. Во-вторых, любой тренер хочет показать хороший результат. К примеру, из 20 человек, которые обучаются в группе, он должен разглядеть и помочь тому ребенку, который обладает необходимыми способностями и самое главное желанием. А методики они все более или менее похожие, каждый тренер начинает с азов, потом постепенно переходим к более сложным вещам, применяем индивидуальный подход. Но очень многое зависит от ребенка и от родительской поддержки.
— Что бы Вы могли посоветовать начинающим шахматистам и людям, для которых шахматы являются чем-то большим, чем хобби?
— Шахматы лишь на вид кажутся такими простыми. Очень сложно в шахматах добиться серьезных результатов. На уровне СКФО считанные единицы могут выйти на этот уровень. Поэтому первое, что бы я посоветовал, – это запастись терпением. Шахматы – это и наука, и спорт, но каждый сам решает, что это все-таки больше, спорт или наука. При всей безобидности шахматы очень жесткий вид спорта. Конкуренция в шахматах невероятная. Всего за всю историю шахмат, за 130 лет, в шахматах всего 16 чемпионов мира, то есть в среднем в 8-9 лет меняется один чемпион. Звание чемпион мира по шахматам – самое трудное е и весомое звание, чем в каком-либо виде спорта.
Источник riadagestan.ru